Советы родителям

Уважаемые родители! при подготовке ребёнка к поступлению в детский сад пересмотрите  режим дня для всей семьи. Домашний режим должен быть приближен к режиму детского сада.

Советы родителям, дети которых поступают в детский сад

1. В каком возрасте идти в детский сад?

  • С точки зрения физиологической готовности это 2 – 2,5 года
  • Всё индивидуально. Единого мнения нет
  • Три года – особый возраст. Кризис трёх лет. Это не болезнь. Это очередной этап формирования личности.

2. Сезон.

  • Сентябрь!!!

3. Как подготовить ребёнка к детскому саду.

а) Режим дня

  • Пересмотреть режим дня для всей семьи. Домашний режим должен быть приближен к режиму детского сада.

б) Питание.

  • Будьте готовы к тому, что малышу нужно будет привыкнуть к детсадовской пище.

в) Сон.

  • Малышу необходим отдых. Приучите малыша отдыхать спокойно. Спать в кроватке.

г) Одежда.

  • Одежда должна быть свободной. Приучайте малыша одеваться самостоятельно.

д) Расставание.

  • Четко проговариваем малышу о том, когда вы за ним придёте.
  • Можно дать с собой семейную фотографию, игрушку любимую, домашнюю вещь ( платочек, футляр от губной помады, ключик, расчёску)

Типичные ошибки родителей

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение.
  • Обвинение ребёнка за слезы.
  • Планирование важных дел, выход на работу.
  • Пребывание в состоянии обеспокоенности и тревожности.
  • Понижение внимания к ребёнку.

ПОЧЕМУ ДЕТИ РАЗНЫЕ?

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых — послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви-голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный — вот какие они разные, наши двух-, трехлетние малыши! Среди шумного этого племени встретишь и добрых, всегда готовых поделиться даже самым любимым лакомством, и маленьких «собственников», лишь с трудом поддающихся уговорам уступить игрушку или угостить конфетой.
Отчего же зависят эти и другие индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться. Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. На родительском собрании в детском саду одна мать рассказала: «Коля, старший сын, вежливый, спокойный. Мы с ним горя не знаем. Все, о чем попросишь, сделает; взрослые разговаривают — никогда их не перебивает. Андрей не такой. Вчера напекла пирожков, так весь рот сжег — схватил прямо с противня, минуты подождать не может! А ведь воспитываем мы их одинаково, внимание и ласка поровну. Недавно купили им по мячу. У Коли он и сейчас как новенький, ему бы все больше книжки да картинки смотреть. А Андрей уже весь свой мяч расколотил. Целый день бегал бы, возился».
Права мама, есть над чем задуматься. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Это всегда надо иметь в виду. В одной семье могут расти дети с разными особенностями нервной системы, или, другими словами, разными типами высшей нервной деятельности. В таком случае было бы неправильным полностью переносить опыт воспитания одного ребенка на другого, так как это не привело бы к желаемым результатам.
Забегая вперед, скажем, что, для того чтобы сформировать одни и те же черты характера у детей с разными типологическими особенностями нервной системы, их надо воспитывать не одинаково.
Типологические особенности нервной системы сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, хлопая в ладоши, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Для правильного, успешного воспитания надо хорошо знать особенности ребенка. Замечательный педагог К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо во всех отношениях знать. Следует внимательно наблюдать за ребенком, замечать, быстро ли он засыпает, глубоко ли спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к незнакомым людям. Особенно ценные наблюдения можно сделать, когда ребенок играет: какие игры и занятия он предпочитает, продолжительно ли играет с одной игрушкой или часто меняет их, усидчив ли и т. п. Постоянное изучение ребенка позволит определить, каковы типологические особенности его нервной системы. Какой же тип высшей нервной деятельности лучше?
Если на время отвлечься от нашего собственного вкуса и темперамента и подойти к этому вопросу объективно, то следует ответить на него так: ни один тип высшей нервной деятельности не может считаться ни плохим, ни хорошим. Все зависит от умения найти к ребенку подход, соответствующий типологическим особенностям его нервной системы. Длительные наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении их детства, вплоть до юношеского возраста, убедительно доказывают, что все дети с любыми типологическими особенностями высшей нервной деятельности могут правильно развиваться во всех отношениях, приобретать необходимые умения, навыки, привычки.
Интересно заметить, что среди великих ученых, писателей и других выдающихся деятелей были представители всех типов высшей нервной деятельности. Но вкусы тем не менее существуют. Одним нравятся живые, подвижные дети; другие хотели бы видеть ребенка тихим, спокойным. Но как мы не можем выбрать для своего ребенка цвет его глаз, волос или форму носа, а принимаем его таким, каков он есть, точно так же обстоит дело и с особенностями его высшей нервной деятельности.
Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Академик И. П. Павлов говорил о невозможности «прочной переделки» типа. Поэтому тщетными были бы старания перевоспитать «шустрика» в «мямлика» или наоборот. Однако в процессе направленного воспитания могут быть внесены коррективы в поведение ребенка: медлительный, например, может стать более подвижным, активным; можно также приучить ребенка, где это требуется, сдерживать бурные проявления чувств и т. п.
Всем известны четыре темперамента — сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический, обусловленные четырьмя типами высшей нервной деятельности. Темперамент не следует смешивать с характером, который (в отличие от темперамента) не является врожденным.
Иногда дети чертами характера очень напоминают мать, отца или других членов семьи. На этом основании делаются предположения о врожденности характера, который якобы унаследован ребенком от родных. Нередко можно слышать высказывания: «Доброту Верочка унаследовала от бабушки». Или: «Вадик мой такой упрямый, весь в отца!» А Верочка просто-напросто поступает так, как ее добрая бабушка, которой она во всем подражает. И Вадик берет пример со своего действительно упрямого папы. Так что дело здесь не в наследственности, а в том, что дети в своих поступках подражают окружающим взрослым.
А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании. Он писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение».
Бесспорно, что типологические особенности высшей нервной деятельности имеют известное отношение к формированию характера, но не предопределяют того, какие именно черты сложатся у ребенка. Тип высшей нервной деятельности создает лишь предпосылки, затрудняющие формирование одних черт и облегчающие воспитание других. У каждого ребенка может быть сформирована, например, такая ценная черта характера, как выдержка. Но у ребенка очень подвижного, быстро реагирующего, воспитать ее труднее, чем у медлительного или уравновешенного. Напротив, решительность легче воспитать у детей подвижных, быстрых, чем у медлительных.
Если взрослые не станут принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка, они не смогут добиться гармонического развития, так как у него стихийно будут складываться те черты, образованию которых благоприятствует его тип высшей нервной деятельности. Более того, игнорирование особенностей нервной системы, непосильные требования, предъявляемые к ребенку с точки зрения возможностей его нервной системы, могут привести к развитию упрямства, негативизма, грубости, замкнутости, отчужденности, а при крутом подходе — и к нервным срывам. Вместе с тем не следует идти на поводу врожденных особенностей, культивируя их. Если ребенок шумлив, не умеет вести себя в обществе, не выдержан, то ссылки на его природные особенности неуместны. Придется признать, что в его воспитании были допущены ошибки.
Не всегда типологические особенности нервной системы проявляются достаточно отчетливо. Одни и те же дети в разных, особенно исключительных ситуациях могут проявлять себя по-разному. Например, ребенок, которому в общем-то свойственно спокойное поведение, становится вдруг возбужденным, капризным. Это может случиться, если по каким-то причинам резко нарушается привычный распорядок дня или малыша оставляют с незнакомыми людьми.
У маленьких детей еще плохо развита подвижность нервных процессов, поэтому они в своем поведении проявляют большую «косность», привязанность к установившемуся образу жизни, к предметам, которыми пользуются, и к самой процедуре пользования ими. Девочка не хочет вставать с кровати, увидев, что коврик, на который она становилась, слезая с кровати, убран. Она долго и безутешно плачет, не соглашаясь ни на какие замены.
Частые нарушения установившихся привычных условий могут привести к так называемому парадоксальному поведению, когда ребенок всегда уравновешенный ведет себя необычным для него образом: ему предлагают одеваться, а он сбрасывает с себя одежду, отказывается есть, становится непривычно шумливым или, напротив, вялым. На основании такого, не характерного для ребенка поведения нельзя делать вывода о его типологических особенностях.
Следует иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.
Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.
Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.

«УРАВНОВЕШЕННЫЙ» РЕБЕНОК

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами чаще всего настроены бодро (конечно, при условии соблюдения всех правил воспитания!), плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции — радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Подрастая, такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми и детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.
В одинаковой мере имеются предпосылки для развития у ребенка интереса как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Заинтересовавшись разноцветной мозаикой, он может подолгу, не отвлекаясь, выкладывать незамысловатые фигуры — грибок, домик и с не меньшим интересом играть в «догонялки». Взрослым, как правило, легко с таким ребенком. Однако и он не «прощает» ошибок и может стать капризным и раздражительным, если не соблюдаются общие правила воспитания.

«ШУСТРИКИ»

Иначе ведут себя так называемые «неуравновешенные» дети, у которых процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам — то в пределах нормы, то ниже ее.
При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко, продолжительно плачут. Если стараться выдержать время и не кормить ребенка до положенного по режиму часа, ко времени кормления он устанет. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Поэтому иногда полезно накормить такого ребенка на 15—20 мин раньше.
Кормить таких детей особенно важно в спокойной обстановке, так как они легко отвлекаются. Если в комнате много игрушек, малыш вертится, показывает на них, просит дать ему, а тот, что постарше, во время еды встает из-за стола с намерением взять игрушку. Следует учитывать, что легковозбудимые дети большие объемы пищи съедают утром и вечером. Трудности с кормлением в обеденное время возникают чаще всего именно у таких детей.
Но нельзя делать вывод о принадлежности ребенка к этой категории только на основании того, что он плохо ест. Ведь это может случиться с каждым ребенком по самым разнообразным причинам. Наиболее распространенной из них является излишне болезненное отношение взрослых к вполне естественным колебаниям аппетита малыша. Легковозбудимые дети во время прогулки обычно много двигаются и поэтому устают; перед обедом им надо дать возможность немного отдохнуть.
За время отдыха восстанавливается секреция пищеварительных желез, которая, как показывают специальные исследования, угнетается под влиянием утомления.
Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его. Перед тем как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна также часто поворачивается с боку на бок и нередко спит беспокойно в тех условиях, которые вполне пригодны для спокойного сна другим детям.
Детей этой типологической группы за их живость, непоседливость метко называют «шустриками». Выбирая себе занятие, они предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. Очень важно неугомонного «шустрика» приобщить и к спокойным играм, требующим терпения. Занятия с разнообразными игрушками, доступными малышу, простейшими конструкторами, разрезными картинками, игра в лото, рассматривание картинок, рисование и лепка помогают развитию усидчивости, сосредоточенного внимания, желания и умения довести дело до определенного результата. Очень полезны строительные игры. Возможность сочетать в таких играх спокойное строительство с передвижением формирует умение устойчиво, продолжительно играть. Например, мальчик строит гараж, а затем помещает туда машины, развозит их из гаража в разные места, кладет в них груз и т. п. Такая игра сдерживает даже самого непоседливого.
Однако взрослые не должны навязывать ребенку занятия вопреки его желанию. Это может вызвать лишь негативную реакцию. Полезно иногда поиграть с малышом. Но не надо делать это со скучающим видом! Взрослые могут вызвать у ребенка интерес к занятию, которое считают полезным для него, своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.
Если специально не заниматься с такими очень подвижными детьми и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, может сформироваться рассеянность, легкая отвлекаемость, и они не получат для своего умственного развития той «духовной пищи», которая заключена в различных занятиях, требующих усидчивости. Развитие их будет однобоким.
Характерное для этих детей бурное выражение чувств полезно иногда умерять, это приучает малыша к сдержанности. Если он расплакался, пристыдить тем, что все кругом слышат, как он плачет, а если уж очень разошелся в проявлении восторга, напомнить, что он нарушает покой других.
У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения: понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то… Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».
Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания.

«МЯМЛИКИ»

Но есть и другие дети, которых не без юмора называют «мямликами». Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли делать все в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.
Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший, устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны почаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности.
Эти дети отдают предпочтение спокойным занятиям, играм в кукольном уголке, настольным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются выкладыванием мозаики и с удовольствием слушают сказку. Но они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому их привлекают и к играм, требующим движения, сноровки, ловкости, где тренируется быстрота реакции: требуется догнать, побежать по сигналу и т. п. Особенно полезна ежедневная гимнастика. Не следует сердиться на малыша за нерасторопность. Это делу не поможет, а лишь огорчит ребенка, вселит неуверенность и вызовет стремление избегать те игры или поручения, в выполнении которых он не может достичь успеха. Это в конечном итоге поведет к одностороннему развитию. Малыша очень обрадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.
Для того чтобы медлительный ребенок овладел необходимыми навыками самообслуживания, от взрослых требуется изрядное терпение. Дети в возрасте 2—3 лет и без того не так уж ловки, чтобы, например, быстро и правильно одеться. А тем более «мямлики»! Когда-то он там руку поднимет и наденет рубашку… Но тем не менее не следует делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Если воспитывающие такого ребенка взрослые нетерпеливы, он отстает в приобретении навыков самообслуживания. Вместо того чтобы научить его есть самостоятельно, его кормят чуть ли не до школы, одевают и раздевают, тогда как его сверстники уже хорошо делают это сами.
Медлительные дети могут расти малоинициативными, необщительными, если взрослые своевременно не примут меры для того, чтобы этого не произошло. Полезно подвести ребенка к играющим детям, вызвать у него желание принять участие в играх. Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым. Это дети очень чувствительные ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Малыша раздражают малейшие неудобства: мокрые пеленки, складка на простынке — все это вызывает плач.
Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули — он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу—«слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Задача взрослых — помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие, реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей.
Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно: заранее узнать, каков там режим, и дома установить такой же, приблизить питание ребенка к тому, которое он будет получать в дошкольном учреждении, а главное — расширить круг общения сначала со взрослыми, а потом и со сверстниками, принять все меры для того, чтобы облегчить привыкание его к новым условиям. В первые дни малыша полезно раньше забирать домой. Эти рекомендации, безусловно, относятся ко всем детям, но особенно важно выполнять их по отношению к детям со слабыми нервными процессами.
Они особенно чувствительны к ласке, к тону, с которым к ним обращаются. Строгий тон, который порой просто необходим по отношению к «шустрикам», менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости — нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, отзывчивости, деликатности.
Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. На прогулке предложите ему взобраться на пенек, перешагнуть через ручеек или упавшее деревцо, подзадорьте, пусть он делает это весело, с желанием, а не по принуждению. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее, решительнее.
Для правильного, разностороннего развития ребенка, поддержания спокойного состояния и хорошего самочувствия необходимо, чтобы его воспитание строилось с учетом типологических особенностей нервной системы.

Я САМ!

Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнить то или иное действие самостоятельно.
В желании «я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них все сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Ребенок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия. То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий. Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу — для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.
Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано прежде всего с привлечением его к самообслуживанию во время еды, умывания, одевания. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит ее ко рту… пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать.
С 1 года 2 месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и суп. Надо следить, чтобы с самого начала ребенок привыкал держать ложку в правой руке (на первых порах, обхватив черенок сверху, всеми пальцами). Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом. Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые.
По мере расширения круга его интересов и возрастания умелости в обращении с разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее накормили и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить, катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет — мыть руки с мылом и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке, подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое сложно. Задача взрослых — облегчить малышу овладение новыми для него действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную взрослыми обувь, отстегнутые чулки или носки, штаны. К 3 годам он уже сможет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготки. Правда, поначалу дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не на ту ногу, платье — задом наперед. Не надо спешить с помощью! Пусть исправит ошибку сам. Проявленная малышом настойчивость — ценное приобретение, которое ему пригодится в дальнейшем. Ребенку легче правильно одеться, если у него есть привычка уже при раздевании вывернуть чулки и платье на лицевую сторону, расстегнуть или расшнуровать обувь.
Для закрепления навыков одевания и раздевания полезно использовать игру, в процессе которой ребенок проделывает эти процедуры с куклой, с мишкой и т. п. Когда малыш одевает куклу на прогулку, взрослый предлагает ему проверить, «смотрят ли ботинки друг на друга», или напоминает, что одежду, снятую с игрушки, надо вывернуть и аккуратно сложить. Если малыш не изъявляет желания утром одеваться, может выручить присутствие куклы, которая, как объясняет взрослый, будет «учиться это делать, глядя на тебя».
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место, указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Полуторагодовалая девочка, увидев упавшую куклу, тотчас поднимает ее, старательно отряхивает ей платье и кладет в кроватку. Так она поступает потому, что ее вовремя приучили к порядку. Для детских вещей родители отвели полочки, вешалки, которые расположены так, чтобы девочке было удобно доставать до них.
Особенно отчетливо стремление к самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!»
Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: «Я сам!» В таком случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока еще опасное для него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия: пусть, например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и относит в указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания для того, чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с чувством гордости: «Это мы сами сделали». Но взрослые должны быть последовательны: разрешенное однажды не запрещать и в дальнейшем. Нарушение этого правила нередко является источником детских капризов.
На третьем году жизни в связи с совершенствованием движений ребенок может усвоить более сложные навыки. Он учится правильно, как взрослый, держать ложку во время еды — тремя пальцами и не за середину, как раньше, а ближе к концу черенка, может есть аккуратно, не проливая пищу.
К 3 годам ребенок в состоянии оказывать небольшую помощь взрослым: накрыть на стол — поставить хлебницу, разложить приборы. Не следует поручать малышу расставлять бьющуюся посуду, так как в этом возрасте он еще не обладает достаточной ловкостью и может нечаянно разбить ее. Это чревато не только опасностью пораниться, но и доставит ему огорчение, у него пропадет желание участвовать в этой полезной для него работе.
Под руководством взрослых к 3 годам ребенок может научиться поддерживать порядок в своем уголке, расставлять игрушки на полочке (или в другом, отведенном для этой цели месте).
Постепенно надо подводить ребенка к тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву. Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо проследить, чтобы он выполнил поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате, размахивая тряпкой, как флажком.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнить то или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него по собственной инициативе. А этому помогает закрепление за ребенком постоянных поручений. Возможности маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но и не равны нулю. Его обязанностью может стать помощь в приготовлении стола к обеду (поставить хлеб, разложить приборы, салфетки), поддержание порядка в игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в аквариуме или в поливке комнатных растений. Все это воспитывает у ребенка заботливость, сознание того, что он должен выполнить дело, которое ему доверили взрослые. В этом заключено большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о других, он привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что хочется, но приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех желаний, освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень, апатию, эгоизм.
Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на похвалу, а порадоваться с ним успеху. Пусть он с точки зрения большого, сильного человека и невелик (ведь и ребенок мал!), но все это создает бодрую, жизнерадостную атмосферу, желание быть полезным для других, помогать им.
Как правило, труд только в том случае привлекателен для ребенка, если он связан с затратой некоторых усилий. Слишком легкая работа, не требующая усилия, не приносит ему удовлетворения. Одеться самостоятельно для ребенка 1,5—2 лет нелегко. Но зато, натянув ботинок, затратив на это изрядное усилие и добившись результата, малыш радуется.
В то же время не следует допускать непосильных нагрузок, вызывающих неблагоприятные реакции организма: учащение пульса и дыхания, покраснение лица, обильное потоотделение. Это вредно не только для здоровья; неприятные ощущения, возникающие в связи с названными изменениями в организме, ведут к тому, что у ребенка пропадает желание трудиться, формируется неуверенность в своих возможностях. Он охотнее выполняет задание, если у него дело спорится. Если же оно непосильно и ребенок однажды уже не справился с ним, он, не исчерпав своих возможностей, спешит обратиться за помощью к взрослым.
Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом. «Не послушался, шумел при гостях, — выговаривает трехлетнему Сереже мама, — будешь за это помогать мне посуду мыть». Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про это происшествие, предлагает Сереже помыть ложки, мальчик протестует и с плачем заявляет: «Я ничего плохого не сделал». Так дети начинают рассматривать труд как наказание.
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения самому найти себе занятие. Даже совсем маленькие дети на первом году жизни могут некоторое время самостоятельно заниматься предложенными игрушками. Десятимесячная Катенька подолгу собирает колечки и разноцветные шарики, складывая их в ведерко. Потом она вытаскивает их и снова собирает. А вот ее ровесник Петя не приучен играть без участия взрослых, требует к себе постоянного внимания. Это только начало. Скоро дети подрастут. Нетрудно догадаться, на кого из двух более старших детей, о которых мы сейчас расскажем, будет похож каждый из них.
«Ма-ма»… то и дело капризно тянет Игорек, не выпуская ее платья. Он умеет играть только вместе с мамой, которая ему во всем уступает. «Я буду лошадкой», — говорит мальчик, надевая игрушечные вожжи. Но тут же он решает поменяться с мамой ролями и она послушно «запрягается», начинает смешно фыркать, изображая лошадь. И так всегда. Не потому ли Игорь совсем не умеет играть со своими сверстниками, хотя ему очень этого хочется? Попытки играть с другими детьми обычно кончаются конфликтами, так как мальчик не привык уступать, не может самостоятельно наладить взаимоотношения с детьми, пытается командовать и требовать подчинения, а встретив непривычное для него сопротивление, топает ногами, плачет, кричит.
Леночка, в отличие от Игорька, всегда занята. У нее даже времени не хватает, чтобы вдоволь наиграться. Дел так много: надо кукле одежду поменять, погладить, книжку новую посмотреть, порисовать тоже хочется. Скучать некогда!
Предоставление ребенку возможностей для проявления самостоятельности не означает, однако, самоустранения взрослых от заботы о нем, о его режиме, досуге и многом другом. Малыш нуждается в мудром руководстве (но не ежеминутной опеке!) со стороны взрослых, умело направляющих его активность. Он еще не в состоянии постоянно занимать себя сам. Подсказать ребенку занятие, показать, как обращаться с новой игрушкой, не подавляя инициативы малыша, — дело такта взрослых.
Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а читая книжку — у персонажей литературных произведений. Если ребенок не сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление помочь друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.
Итак, ребенок рождается беспомощным существом. За первые три года проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в раннем детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире! Все это, конечно, ребенку еще предстоит развивать и совершенствовать в дошкольные, а потом школьные годы и даже когда он станет взрослым. Всю жизнь! Но все начинается с раннего детства. Здесь — истоки всего человеческого.