Информация осоздании условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно - развивающая работа проводится со всеми воспитанниками МДОУ, которые:
- имеют сложности в освоении программы,
- нарушения в развитии познавательной, эмоционально- волевой, коммуникативной сфере,
- имеют заключения ПМПК с рекомендациями специалистов МДОУ (детей с ОВЗ)
Индивидуальный занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами проводятся в кабинете педагога- психолога и педагога - логопеда по плану специалистов. В течении 2022 года для инвалидов и детей с ОВЗ приобретены 4 комплекта детской развивающей и познавательной литературы, 20 развивающих игр и пособий для игр и занятий, 6 ноборов для сюжетных и театральных игр.
Коррекционно – развивающая работа в МДОУ направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, оказание им помощи в освоении программы МДОУ и социальную адаптацию всех участников образовательных отношений к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная деятельность в МДОУ осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным для каждого ребёнка со статусом ОВЗ, инвалидность. В условиях инклюзивного образования все дети с ОВЗ участвуют во всех мероприятиях МДОУ, обучаются по программе МДОУ.
В МДОУ «Детский сад № 112» для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:
- Разработан Паспорт доступности МДОУ «Детский сад № 112».
- Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
- Педагогами детского сада осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития.
- В ДОУ действует медико-педагогический консилиум, целью деятельности которого является обеспечение медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников в МДОУ «Детский сад № 112» соблюдаются следующие условия: - имеется нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;
- созданы соответствующие условия, в том числе в оформлении развивающей образовательной среды.
Нормативно-правовое обеспечение
- приказ о создании медико-педагогического консилиума в ДОУ
- положение о медико-педагогическом консилиуме ДОУ
- договора о сотрудничестве с Центром ПМСС г. Петрозаводска
Дети, прошедшие медико- педагогическую комиссию с заключением «Организация занятий с психологом» занимаются в кабинете психолога и комнате психологической разгрузки. Занятия проводятся индивидуально и подгруппами.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития детей.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
- использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель по физической культуре:
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда логопункта);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
При составлении индивидуальных адаптивных программ педагоги ориентируются на :
- на формирование личности ребёнка с использованием адекватных возрасту и (или) физическому или психическому состоянию методов обучения и воспитания;
- на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ с другими сверстниками с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей и специалистов (педагога- психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре);
- на личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.
В течение месяца с момента посещения МДОУ (или после окончания летнего периода) проводится педагогическая и психологическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ. Результаты диагностики обсуждаются на педагогическом консилиуме и используются при составлении индивидуальных адаптированных программ посредством применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий её реализации.
В индивидуальных адаптированных программах планируются специальные условия обучения (например, дозированная физическая нагрузка, совместная деятельность педагога с ребёнком в речевом и психологической центре, индивидуальные занятия в комнате психологической разгрузки), а также консультирование родителей. Через 6 месяцев проводится дополнительная педагогическая и психологическая диагностика с последующим обсуждением динамики развития ребёнка педагогами группы и специалистами в присутствии родителей. Результаты диагностики и приоритеты в развитии ребёнка служат основанием для постановки задач на следующий период.
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
В МДОУ "Детский сад № 112" нет специальнооборудованных учебных кабинетов, но условия для проведения коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями созданы.
14 групповых помещений, состоящих из приёмной, игровой комнаты, спальни и санитарного помещения. Группы оснащены в соответствии с возрастом и психологическими особенностями детей. Для занятий и игр детей, в том числе для детей с ОВЗи инвалидов, оснащены центры активности: познавательный, речевой, игровой, продуктивной деятельности, театральный, экспериментально- исследовательский, спортивный. В соответствии с индивидуальныи адаптивными программами для детей с ОВЗ педагоги организуют индивидуальную работу по потребностям и запросам ребёнка.
Оборудованы и оснащены кабинет психолога, комната психологической разгрузки, кабинет учителя- логопеда.
Кабинет учителя- логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей- дошкольников, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Оснащение кабинета учителя- логопеда:
- рабочий центр: мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей; канцелярия и офисная оргтехника.
- центр коррекционно-развивающих занятий :приборы дополнительного освещения, настенное зеркало, дидактические игры, передвижная детская мебель
- игровой центр: полифункциональное, многопрофильное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
Оснащение кабинета психолога:
-
- Взрослая мебель (стол, стул, стеллажи)
- Детская мебель (стол, стулья)
- Мольберт
- Мягкие игрушки
- Песочница с двумя ваннами
- Игры, пособия, материалы для игр, упражнений, проведения мониторинга
- Диагностические материалы
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ДОУ функционирует комната психологической разгрузки.
Педагог- психолог ДОУ организует с детьми профилактическую и коррекционную работу по потребностям детей и запросам родителей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях повышает устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. В соответствии с адаптивными образовательными программами для детей с ОВЗ и инвалидов и расписанием занятий, педагог- психолог проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по запросам и потребностям участников образовательных отношений.
Оснащение комнаты психолгогической разгрузки:
- Световые экраны (4 - для детей, 1- для педагога)
- Пуфики с гранулами для релаксации (3 штуки)
- Потолочное световое панно
- Сухой дождь
- Световой аквариум
- Кривые зеркала для смехотерапии (3 штуки)
- Разнообразные подсветки для релаксации
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотечный фонд МДОУ составляет 1940 экземпляров литературы (методическая литература) , из них- 600 экземпяров - детская. Билиотека для педагогов размещкена в методическом кабинете, кабинетах педагога- психолога и учителя - логопеда, кладовой дя специалистов. Детская художечственная литература для детей, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, в соответствии с возрастом детей комплексно- тематическим недельным планированием, размещается в групповых помещениях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ созданы условия для полноценной двигательной активности детей и проведения спортивных мероприятий, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ. Для этого оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы, кружковая работы и спортивные мероприятия. В спортивном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование. Оборудование и инвентарь соответствуют требованиям СанПин.
- Спортивное оборудование (шведские стенки, спортивные скамейки, обручи, мячи, скакалки, маты)
- Дорожка для корригирующей гимнастики
- Спортивный инвентарь: мячи, мешочки с песком, гантели, кубики, погремушки, скакалки, следовые и массажные дорожки
- Пособия для спортивных игр
- Спортивное модульное оборудование, детские тренажёры
- Спортивный комплекс ДИСК 2
- Фортепиано
В группах созданы центры двигательной активности для физического развития детей, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ, которые позволяют решать задачи оздоровления детей и повышения двигательной активности.
На территории МДОУ оборудвана спортивная площадкадля проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных развлечений и праздников, в том числе для ивалидов и детей с ОВЗ.
Оснащение спортивной площадки:
- полоса препятствий
- лестницы для лазания,
- балансиры,
- щиты для метания
- горка
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Средства обучения и воспитания соответствуют требования ФГОС ДО и СанПиН, составляют условия реализации основной общеобразовательной программы и адаптивных образовательных программ. Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников при проведении занятий и режимных моментов, в том числе с детьми с ОВЗ инвалидами.
Технические средства обучения
- Музыкальный центр
- Телевизор
- Магнитофоны
- Микрофон
- Компьютеры, ноутбуки
- Видеопроекторы, экраны
- Интерактивные доски
Носители информации:
- Тематические презентации
- Цифровые музыкальные аудиозаписи
- Фонотека, видеотека
Физическое развитие
- Спортивное оборудование (шведские стенки, спортивные скамейки, обручи, мячи, скакалки, маты)
- Дорожка для корригирующей гимнастики
- Спортивный инвентарь: мячи, обручи, мешочки с песком, гантели, кубики, погремушки, скакалки, следовые и массажные дорожки
- Пособия для спортивных игр
- Спортивное модульное оборудование, детские тренажёры
- Спортивный комплекс ДИСК 2
- Фортепиано
Познавательное развитие
- Макеты «Государственных символов России», глобуса
- Географические карты, атласы, хрестоматии
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (микроскоп, песочные часы, компас и др).
- Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные» и др.
- Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года» и др.
- Природный и бросовый материал
- Дидактические игры, шнуровки различного уровня сложности,
- Наборы счетного материала, счетные палочки, комплекты цифр и букв на магнитах, наборы плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
- Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
- Муляжи фруктов и овощей, лупы, материалы для экспериментов
- Гербарии
- Лэпбуки
- Картотеки опытов, экологических игр
Речевое развитие
- Наборы предметных карточек по темам
- Набор сюжетных карточек по темам
- Набор сюжетных картин по темам
- Предметные игрушки-персонажи
- Комплекты детских книг по темам
- Иллюстрации к детской художественной литературе
- Настольные дидактические игры
- Магнитная азбука
- Картотеки («Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика»)
-
Социально — коммуникативное развитие
- Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
- Комплекты костюмов театрализованной деятельности
- Шапочки для театрализованной деятельности
- Ширма для кукольного театра
- Куклы-бибабо, пальчиковый театр, плоскостной театр
- Наборы демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Профессии» и др.
- Наборы предметных карточек
- Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
- Наборы игрушечной посуды.
- Наборы парикмахера.
- Наборы медицинских игровых принадлежностей.
- Игровой модуль «Кухня».
- Игровой модуль «Парикмахерская».
Художественно-эстетическое развитие
- Магнитные доски
- Мольберты
- Изделия народных промыслов
- Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
- Бумага для рисования
- Стаканчики
- Трафареты
- Кисочки
- Карандаши простые, цветные
- Мелки восковые
- Бумага цветная
- Картон цветной, белый
- Палитры
- Пластилин
- Доска для работы с пластилином
- Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
- Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
- Металлофон
- Игрушки-персонажи
- Флажки разноцветные
- Наборы конструкторов (деревянные, металлические, магнитные и др.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения доступости к зданию и сооружениям информация содержится в паспорте доступности. Конструкция здания не предусматривает специальные устройства, пандусы и стоянку средств для инвалидов.
Специальные условия питания
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано 5-и разовое питание детей:
- Завтрак
- Второй завтрак
- Обед
- Полдник
- Ужин
При составлении меню руководствуемся разработанным и утвержденным 10 — дневным меню (составленному с расчетом пищевой ценности и калорийности), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.
В МДОУ "Детский сад предусмотрена замена пищевых продуктов детям по медицинским показаниям (пищевая аллергия, диатез, заболевания ЖКТ).
Cпециальные условия охраны здоровья
Детский сад оборудован медицинским блоком, куда входят: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор.
Охрана здоровья обучающихся, включая инвалидов и детей с ОВЗ:
- Оказание первичной медико- санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья,
- Организация питания обучающихся, в том числе замена продуктов по медицинским показаниям,
- Обучение навыкам здорового образа жизни, основам безопасности жизнедеятельности,
- Определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности отдыха,
- Профилактическая и оздоровительная работа с детьми,
- Оптимальная двигательная нагрузка строго в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка,
- Проведение сеансов релаксации, песочной терапии, музыкотерапии для инвалидов и детей с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ имеется доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям в методическом и кабинетах заведующего и инспектора по кадрам, музыкальном зале, в двух группах и рабочем месте кладовщика.
Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi диапазону. Существующие ресурсы позволяют реализовать электронный бумагооборот, ведение текущей документации и отчётности, подготовку педагогов к образовательной деятельности. Доступ к информационным системам для воспитанников МДОУ, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по присмотром педагогов и в соответствии с требования СаНПиН 2.4.3648-20. Самостоятельный доступ к инфомационным система для детей не предоставляется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ "Детский сад № 112" создан сайт образовательной организации, постоянно обновляющийся и пополняющийся, "Сообщество заботливых педагогов и родителей" и групповые сообществав сети ИНТЕРНЕТ ВКонтакте.
Самостоятельный доступ воспитанников, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ. не предусмотрен образовательными программами. Педагоги используют в образовательной деятельности демонстрацию презентаций и слайд шоу по тематическим неделям. С 5 лет предусмотрены индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием ИКТ .
Педагоги в своей работе с детьми используют следующие инфлрмационные ресурсы:
- http://www.edu.ru/- Федеральный портал “Российское образование”
- http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm - Все для детского сада
- http://doshkolnik.ru/- Дошкольник
- http://www.detskiysad.ru/- Детский сад. ру
- http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МДОУ "Детский сад № 112" имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ:
- 3 интерактивные доски с программным обеспечением,
- стационарное и преносное мультимедийное оборудование в двух группах,
- музыкальный центр,
- магнитофоны в 14 группах,
- банк тематических презентаций,
- цифровые музыкальные аудиозаписи,
- фонотека, видеотека
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежтие и интернат отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья