Доступная среда

Информация осоздании условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно - развивающая  работа проводится со всеми воспитанниками МДОУ, которые:

- имеют сложности в освоении программы,

- нарушения в развитии познавательной, эмоционально- волевой, коммуникативной сфере,

- имеют заключения ПМПК с рекомендациями специалистов МДОУ (детей с ОВЗ)

Индивидуальный занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами проводятся в кабинете педагога- психолога и педагога - логопеда по плану специалистов. В течении 2022 года для инвалидов и детей с ОВЗ приобретены 4 комплекта детской развивающей и познавательной литературы, 20 развивающих игр и пособий для игр и занятий, 6 ноборов для сюжетных и театральных игр.

Коррекционно – развивающая  работа в МДОУ направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, оказание им помощи в освоении программы МДОУ и социальную адаптацию всех участников образовательных отношений к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная деятельность в МДОУ осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным для каждого ребёнка со статусом ОВЗ, инвалидность. В условиях инклюзивного образования все дети с ОВЗ участвуют во всех мероприятиях МДОУ, обучаются по программе МДОУ.

В МДОУ «Детский сад № 112» для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:

  • Разработан Паспорт доступности МДОУ «Детский сад № 112».
  • Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
  • Педагогами детского сада осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития.
  • В ДОУ действует медико-педагогический консилиум, целью деятельности которого является обеспечение  медико-педагогического сопровождения воспитанников  с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников в МДОУ «Детский сад № 112» соблюдаются следующие условия: - имеется нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение;
  • созданы соответствующие условия, в том числе в оформлении развивающей образовательной среды.

Нормативно-правовое обеспечение

  • приказ о создании медико-педагогического консилиума в ДОУ
  • положение о медико-педагогическом консилиуме ДОУ
  • договора о сотрудничестве с Центром ПМСС г. Петрозаводска

 

            Дети, прошедшие медико- педагогическую комиссию с заключением «Организация занятий с психологом» занимаются в кабинете психолога и комнате психологической разгрузки. Занятия проводятся индивидуально и подгруппами.

            План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

            Далее под  руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития детей.

            Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

 

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

Воспитатель по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;

  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда логопункта);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал: 

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

При составлении индивидуальных адаптивных программ педагоги ориентируются на :

  • на формирование личности ребёнка с использованием адекватных возрасту и (или) физическому или психическому состоянию методов обучения и воспитания;
  • на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ с другими сверстниками с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей и специалистов (педагога- психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре);
  • на личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.

В течение месяца с момента посещения МДОУ (или после окончания летнего периода) проводится педагогическая и психологическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ. Результаты диагностики обсуждаются на педагогическом консилиуме и используются при составлении индивидуальных адаптированных программ посредством применения адекватных способов индивидуализации и создания специальных условий её реализации.

В индивидуальных адаптированных программах планируются специальные условия обучения (например, дозированная физическая нагрузка, совместная деятельность педагога с ребёнком в речевом и психологической центре, индивидуальные занятия в комнате психологической разгрузки), а также консультирование родителей. Через 6 месяцев проводится дополнительная педагогическая и психологическая диагностика с последующим обсуждением динамики развития ребёнка педагогами группы и специалистами в присутствии родителей. Результаты диагностики и приоритеты в развитии ребёнка служат основанием для постановки задач на следующий период.

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

В МДОУ "Детский сад № 112" нет специальнооборудованных учебных кабинетов, но   условия для проведения коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями созданы.

14 групповых помещений, состоящих из приёмной, игровой комнаты, спальни и санитарного помещения. Группы оснащены в соответствии с возрастом и психологическими  особенностями детей. Для занятий и игр детей, в том числе для детей с ОВЗи инвалидов, оснащены  центры активности: познавательный, речевой, игровой, продуктивной деятельности, театральный, экспериментально- исследовательский, спортивный. В соответствии с индивидуальныи адаптивными программами  для детей с ОВЗ педагоги организуют индивидуальную работу по потребностям и запросам  ребёнка. 

Оборудованы и оснащены кабинет психолога, комната психологической разгрузки, кабинет учителя- логопеда. 

Кабинет учителя- логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей- дошкольников, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Оснащение кабинета учителя- логопеда:  

  •  рабочий центр:  мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей; канцелярия и офисная оргтехника.
  • центр коррекционно-развивающих занятий :приборы дополнительного освещения, настенное зеркало, дидактические игры, передвижная детская мебель
  • игровой центр:  полифункциональное, многопрофильное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

Оснащение кабинета психолога

    • Взрослая мебель (стол, стул, стеллажи)
    • Детская мебель (стол, стулья)
    • Мольберт
    • Мягкие игрушки
    • Песочница с двумя ваннами
    • Игры, пособия, материалы для игр, упражнений, проведения мониторинга
    • Диагностические материалы

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

ДОУ функционирует  комната психологической разгрузки.

Педагог- психолог ДОУ организует  с детьми профилактическую и коррекционную работу по потребностям детей и запросам родителей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях повышает устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. В соответствии с адаптивными образовательными программами для детей с ОВЗ и инвалидов и расписанием занятий, педагог- психолог проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по запросам и потребностям участников образовательных отношений. 

Оснащение комнаты психолгогической разгрузки: 

  • Световые экраны (4 - для детей, 1- для педагога)
  • Пуфики с гранулами для релаксации (3 штуки)
  • Потолочное световое панно
  • Сухой дождь
  • Световой аквариум
  • Кривые зеркала для смехотерапии (3 штуки)
  • Разнообразные подсветки для релаксации

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

                  Библиотечный фонд МДОУ составляет 1940 экземпляров литературы (методическая литература) , из них- 600 экземпяров - детская. Билиотека для педагогов размещкена в методическом кабинете, кабинетах педагога- психолога и учителя - логопеда, кладовой дя специалистов. Детская художечственная литература для детей, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, в соответствии с возрастом детей комплексно- тематическим недельным планированием, размещается в групповых помещениях.  

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ созданы условия для полноценной двигательной активности детей и проведения спортивных мероприятий, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ. Для этого оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы, кружковая работы и спортивные мероприятия. В спортивном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование. Оборудование и инвентарь соответствуют требованиям СанПин.

  • Спортивное оборудование (шведские стенки, спортивные скамейки, обручи, мячи, скакалки, маты)
  • Дорожка для корригирующей гимнастики
  • Спортивный инвентарь: мячи, мешочки с песком, гантели, кубики, погремушки, скакалки, следовые и массажные дорожки
  • Пособия для спортивных игр
  • Спортивное модульное оборудование, детские тренажёры
  • Спортивный комплекс ДИСК 2
  • Фортепиано

В группах созданы центры двигательной активности для физического развития детей, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ, которые позволяют решать задачи оздоровления детей и повышения двигательной активности. 

На территории МДОУ оборудвана спортивная площадкадля проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных развлечений и праздников, в том числе для ивалидов и детей с ОВЗ.

Оснащение спортивной площадки:

  • полоса препятствий
  • лестницы для лазания,
  • балансиры, 
  • щиты для метания
  • горка

 

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

       Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Средства обучения и воспитания соответствуют требования ФГОС ДО и СанПиН, составляют условия реализации основной общеобразовательной программы и адаптивных образовательных программ. Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников при проведении занятий и режимных моментов, в том числе с детьми с ОВЗ инвалидами.

                                                                             Технические средства обучения

  • Музыкальный центр
  • Телевизор
  • Магнитофоны
  • Микрофон
  • Компьютеры, ноутбуки
  • Видеопроекторы, экраны
  • Интерактивные  доски

Носители информации:

  • Тематические презентации
  • Цифровые музыкальные аудиозаписи
  • Фонотека, видеотека

Физическое развитие

  • Спортивное оборудование (шведские стенки, спортивные скамейки, обручи, мячи, скакалки, маты)
  • Дорожка для корригирующей гимнастики
  • Спортивный инвентарь: мячи, обручи, мешочки с песком, гантели, кубики, погремушки, скакалки, следовые и массажные дорожки
  • Пособия для спортивных игр
  • Спортивное модульное оборудование, детские тренажёры
  • Спортивный комплекс ДИСК 2
  • Фортепиано

 

Познавательное развитие

  • Макеты «Государственных символов России», глобуса
  • Географические карты, атласы, хрестоматии
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (микроскоп, песочные часы, компас и др).
  • Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные» и др.
  • Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года» и др.
  • Природный и бросовый материал
  • Дидактические игры, шнуровки различного уровня сложности,
  • Наборы счетного материала, счетные палочки, комплекты цифр и букв на магнитах, наборы плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
  • Муляжи фруктов и овощей, лупы, материалы для экспериментов
  • Гербарии
  • Лэпбуки
  • Картотеки опытов, экологических игр

 

Речевое развитие

  • Наборы предметных карточек по темам
  • Набор сюжетных карточек по темам
  • Набор сюжетных картин по темам
  • Предметные игрушки-персонажи
  • Комплекты детских книг по темам
  • Иллюстрации к детской художественной литературе
  • Настольные дидактические игры
  • Магнитная азбука
  • Картотеки («Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика»)
  •  

Социально — коммуникативное развитие

  • Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
  • Комплекты костюмов театрализованной деятельности
  • Шапочки для театрализованной деятельности
  • Ширма для кукольного театра
  • Куклы-бибабо, пальчиковый театр, плоскостной театр
  • Наборы демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Профессии» и др.
  • Наборы предметных карточек
  • Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
  • Наборы игрушечной посуды.
  • Наборы парикмахера.
  • Наборы медицинских игровых принадлежностей.
  • Игровой модуль «Кухня».
  • Игровой модуль «Парикмахерская».

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Магнитные доски
  • Мольберты
  • Изделия народных промыслов
  • Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
  • Бумага для рисования
  • Стаканчики
  • Трафареты
  • Кисочки
  • Карандаши простые, цветные
  • Мелки восковые
  • Бумага цветная
  • Картон цветной, белый
  • Палитры
  • Пластилин
  • Доска для работы с пластилином
  • Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
  • Металлофон
  • Игрушки-персонажи
  • Флажки разноцветные
  • Наборы конструкторов (деревянные, металлические, магнитные и др.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В целях обеспечения доступости к зданию и сооружениям информация содержится в паспорте доступности. Конструкция здания не предусматривает специальные устройства, пандусы и стоянку средств для инвалидов.

Специальные условия питания

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано 5-и разовое питание детей:

  • Завтрак
  • Второй завтрак
  • Обед
  • Полдник
  • Ужин

При составлении меню руководствуемся разработанным и утвержденным 10 — дневным меню (составленному с расчетом пищевой ценности и калорийности), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.

 

В МДОУ "Детский сад предусмотрена замена пищевых продуктов детям по медицинским показаниям (пищевая аллергия, диатез, заболевания ЖКТ).

Cпециальные условия охраны здоровья

Детский сад оборудован медицинским блоком, куда входят: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор.

Охрана здоровья обучающихся, включая инвалидов и детей с ОВЗ:

  1. Оказание первичной медико- санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья,
  2. Организация питания обучающихся, в том числе замена продуктов по медицинским показаниям,
  3. Обучение навыкам здорового образа жизни, основам безопасности  жизнедеятельности,
  4. Определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности отдыха,
  5. Профилактическая и оздоровительная работа с детьми,
  6. Оптимальная двигательная нагрузка строго в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка,
  7. Проведение сеансов релаксации, песочной терапии, музыкотерапии для инвалидов и детей с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ  имеется доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям в методическом и  кабинетах заведующего и инспектора по кадрам, музыкальном зале, в двух группах и рабочем месте кладовщика. 

Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi диапазону. Существующие ресурсы позволяют реализовать электронный бумагооборот, ведение текущей документации и отчётности, подготовку педагогов к образовательной деятельности. Доступ к информационным системам для воспитанников МДОУ, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по присмотром педагогов и в соответствии с требования СаНПиН               2.4.3648-20. Самостоятельный доступ к инфомационным система для детей не предоставляется.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ "Детский сад № 112" создан сайт образовательной организации, постоянно обновляющийся и пополняющийся, "Сообщество заботливых педагогов и родителей" и групповые сообществав сети ИНТЕРНЕТ ВКонтакте. 

Самостоятельный доступ воспитанников, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ. не предусмотрен образовательными программами. Педагоги используют в образовательной деятельности демонстрацию презентаций и слайд шоу по тематическим неделям. С 5 лет предусмотрены индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием ИКТ .

Педагоги в своей работе с детьми используют следующие инфлрмационные ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/- Федеральный портал “Российское образование”
  2. http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm - Все для детского сада
  3. http://doshkolnik.ru/- Дошкольник
  4. http://www.detskiysad.ru/- Детский сад. ру
  5. http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МДОУ "Детский сад № 112" имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ:

  • 3 интерактивные доски с программным обеспечением,
  • стационарное и преносное мультимедийное оборудование в двух группах,
  • музыкальный центр,
  • магнитофоны в 14 группах,
  • банк тематических презентаций, 
  • цифровые музыкальные аудиозаписи,
  • фонотека, видеотека

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежтие и интернат отсутствуют

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствуют